Архив лекций:
Здесь публикуются записи в видео и аудио форматах с прошедших лекций и их расшифровки,
Пролегомены к брачной жизни
8 сезон
Восьмой сезон Лакан-ликбеза прошел под знаком изучения женского желания и его проявлений в брачной жизни и материнстве. В расхожих представлениях обе эти сферы принято разводить в области обязанностей и долга, однако анализ обнаруживает для их различия совершено иную основу. Если брачная жизнь, с внеаналитической точки зрения, представляет собой симметричную взаимную привязанность, то психоаналитическое исследование обнаруживает ее построение на иной почве, связанной с осуществлением двух различных операций. С женской стороны она регулируется повторной операцией, в которой женщина осуществляет символическое падение, где предъявляет себя как объект мужской тревоги. Мужчина отвечает ей сдерживанием своей тревоги, что и делает возможным как наслаждение отношениями с женской стороны, так и поддержание их с мужской. Материнство при этом представляет собой область, с брачной жизнью не связанную, и, вопреки мнению педагогики, рассматривающей его суть в уходе за ребенком и его адаптации, в качестве своего уникального последствия производит приобщение ребенка к женскому фантазму, обеспечивая столкновение ребенка с наслаждением и регулируя тем самым исход его будущего невроза.
Лекция 1 - Симптоматология материнства
19 октября 2016
Современное материнство представляет собой институт, регулирующий обязанности субъекта, осуществляющего материнский уход, и одновременно в высшей степени безразличный к структуре этого субъекта. Наследующий Фрейду семейный психоанализ лишь незначительно меняет эту картину, поскольку материнский субъект, представленный в нем со стороны «связи с ребенком», даже в таком виде не выходит за пределы служебной инстанции поддерживающего объекта. Это не только оставляет за бортом вопрос о том, как организуется субъективация, помеченная материнством, но и в еще меньшей степени позволяет исследовать то, что происходит в этой субъективации помимо взаимодействия с ребенком.
Тезисы лекции:
- Заход Ференци позволил клиницистам и психологам детства избежать заложенного в учении Фрейда несовпадения между субъектом женского желания и его объектом с одной стороны и родительским и детским субъектом с другой. Основной задачей детской психотерапии, покрывающей этот разрыв, становится необходимость воссоздания отношений между ними на базе любви и сосредоточенное изучение нарушений ее отправления.
- На уровне теории сопротивление этой идиллической картине исходит из заложенного самим же Ференци в основание своей теории мифа об «органическом рессентименте» женского, вызванном его эволюционным проигрышем в достижении независимости от первичной доантропологической среды обитания. Таким образом, в рамках этой теории тревога, которую вызывает в мужчине женское желание, его загадочность и возможно исходящая от него угроза остается недоступной исследованию.
- Это неанализируемое противоречие становится причиной, по которой фигура отца фактически исчезает из поля зрения современной психотерапии семьи и возвращается в клинику в виде «реального терапевта» – мужчины-врача, инструктирующего и наставляющего матерей в деле «любви к ребенку как таковому».
- Вернуть психоаналитический смысл рассмотрению материнства становится возможным в наблюдении за изменениями в материнском субъекте в ходе сексуального развития ребенка, где мать, не адресуясь к ребенку напрямую, в определенный момент создает зону для посвящения его в свой фантазм. Момент этот, не имея отношения к воспитательным и адаптационным практикам, чреват существенными последствиями для дальнейшего развития субъекта и одновременно создает возможности для изучения происходящего в желании женщины.
Обработка видео...
Лекция 2 - Удержание, падение, обесчещение: женская позиция в символическом
Во всем, что касается занимаемой женщиной позиции, из которой ей предположительно доступно сексуальное удовлетворение, культура ориентируется на плавающую разметку, символически отделяющую видимость пристойности от явного падения. При всей грубости и карикатурности этой разметки именно на нее буквально ориентируется социальная и гендерная эмансипация, требующая полной и безоговорочной отмены налагаемых на женщину ограничений и характерным образом прочитывающая их как плод мужской символической власти. В психоаналитическом подходе обнаруживается иная картина, в которой такты отправления женского желания, включающие в себя падение и диффамацию, не связаны с мужским моральным требованием и характеризуют оригинальную структуру отношений женского субъекта с наслаждением.
Тезисы лекции:
- Женщина с точки зрения андроцентрической перспективы: понятия castitas (целомудрия) и pudor (стыдливости). Их диалектика в европейских языках, ведущая к возникновению мужского фантазма о проституции и к расщеплению обращенного к женщине мужского запроса на наслаждение.
- Преобразование мужской сексуальной функции в браке: запрет со стороны отцовской инстанции на плоды первичной сексуации мальчика и на связанную с ней мизогинию. Супружество как стирание мальчишеской гримасы отвращения перед использованием женщиной своего тела.
- Встречное преобразование женской сексуальной функции в браке: наслаждение, извлекаемое из парадоксального срабатывания отцовского означающего, силящегося придать символическую легитимность предположительно непристойным женским функциям и тем самым позволяющего женскому субъекту, использующему двусмысленность этого означающего, многократно реконструировать в отношениях с мужчиной сцену падения и обесчещения.
Обработка видео...
Лекция 3 - Современный женский субъект: истерия и обсессия
Историческое начало психоанализа прочно связывает истерическое с женским и одновременно женское с истерическим. Со временем в аналитических предпосылках складывается «гендерная» симптоматологическая гипотеза, в котором женская сторона субъективации условно помечена знаком истериии, тогда как мужская соотносится с навязчивым симптомом. Существующая критика этого распределения чаще всего носит эмпирический характер и указывает на встречающиеся с обеих сторон исключения. В то же время существует возможность полновесного теоретического сомнения в этом различии, открывающаяся со стороны анализа женского фантазма, активизирующегося вместе с материнством. Данный фантазм показывает, что женская навязчивость является не эксцессом, а одним из магистральных путей, по которому желание женщины на определенных этапах обречено направляться.
Тезисы лекции:
- Отказ Фрейда считать истерию стигматом типичной женственности и переизобретение ее в анализе в виде особого способа сексуации, основанного на имитации мужской нехватки в области наслаждения. Истерия как доступ к «большой» и к самодеятельной литературе о смоделированных мужчинах.
- Исключительная роль частичного анального объекта в навязчивости: «Видеть меня, слышать меня, сосать меня, срать на меня» (Ж. Лакан, 11-ый семинар). Анальный объект как неизбывный остаток неусвояемого в наслаждении.
- Женская навязчивость vs. мужская: диалектика грязи и заражения. Псевдосадизм и псевдомазохизм женской обсессии.
- Неполное посвящение ребенка в анальный женский фантазм и передача обсессии по наследству; привыкание субъекта к чтению как к поиску невысказанного в женской речи.
Литература: Ж. Лакан. Семинары. Т. 5, «Образования бессознательного», глава XXIII («Одержимый неврозом навязчивости и его желание», подраздел «Садистские сценарии») и XXV («Значение фаллоса в психоаналитическом пользовании», подраздел «Один способ лечения невроза навязчивости у женщин»).
Обработка видео...
Лекция 4 - Пути вхождения в невроз навязчивости
Беспрецедентный характер фрейдовской постановки вопроса о неврозах состоял для современников в том, что Фрейд не пытается исследовать, как субъект мог бы невроза избежать, а непосредственно запрашивает о том, почему невроз принял тот или иной характер. Другими словами, развитие субъекта с самого начала отмечено психическим изъяном, поскольку субъект с самого начала желает удовлетворения, с недопустимым характером которого он неизбежно на том или ином этапе сталкивается, что приводит его к необходимости задерживать свое влечение. Характер этой задержки влечет за собой возникновение невротического профиля, определяющего в дальнейшем основной способ обращения с объектом желания. В случае невроза навязчивости этот профиль, как показывает уже Фрейд, определяется в связи с объектом анального влечения. Тем не менее для аналитиков остается неочевидным, что объект этот, предпосланный невротику на самых ранних стадиях развития, принадлежит не ему, а его матери.
Тезисы лекции:
- Родительские обязанности не являются результатом «естественного» и взаимно удобного разделения труда – общество вверяет ребенка женщине, оставляя мужчину в состоянии сильнейшей тревоги и подозрений, связанных с невозможностью проконтролировать то наслаждение, которому женщина делает ребенка причастным.
- Не в силах осуществить этот контроль, мужчина вырабатывает фантазию о женщине как о субстанции, способной поглотить дитя и лишить его потенциальной генитальности. Данный фантазм выполняет защитную роль, как зеркало скрывая от мужского сообщества происходящее между ребенком и матерью на другом уровне – там, где мать, напротив, наделяет ребенка дополнительным, совершенно чуждым ему объектом, связанным с анальным наслаждением женщины.
- Обзаведясь этим объектом, ребенок вступает на «нормальную» невротическую основу, в которой реальность желания другого становится для него определяющей, а доступ к наслаждению пролегает через тревогу.
Литература: Фрейд. З. Предрасположение к неврозу навязчивости. О проблеме выбора невроза (1913).
Обработка видео...
Обработка видео...
Лекция 5 - Мужской субъект и его тревога
Одним из основных последствий sexuelle Revolution явилась глубокая и всепроникающая психологизация всего, что касается характеристик пола. Интеллектуальные дискуссии этого периода сначала кропотливо разрабатывали понятия феминного и маскулинного, чтобы потом, исчерпав к этому интерес, потребовать отказа от них как от стереотипных и ограничительных. При этом ни постановка этих понятий во главу угла, ни их увольнение не затрагивает того, что происходит на уровне совершенного Фрейдом открытия явлений, обобщенных указанием на т.н. «кастрацию», которая единственная с точки зрения Фрейда придает различию полов логику и смысл. Долгое время давая почву для недоразумений, этот термин начал проясняться лишь в свете отказа от приложения его к чисто сексуальным следствиям. Именно в этот момент в психоаналитической мысли заново появляется вопрос о том, чего именно лишен субъект, для появления которого, как настаивал Фрейд, кастрация имеет решающее значение.
Тезисы лекции:
- Вопрос «Чего хочет женщина?» имеет асимметричный аналог для другого пола, который звучит как «Что такое мужчина?». Невозможность дать на него ответ посредством чисто психологических уловок дополняется слабостями социальных теорий, где пол рассматривается в рамках «гендерных идентичностей» и структур властных отношений и при этом упускается вопрос сексуации.
- С психоаналитической точки зрения мужчина представляет собой субъекта, которому вменен отказ от части наслаждения, уступаемой им субъектам других типов сексуации. Это определение делает излишним вопрос об «идентичностях» и «психологических характеристиках» пола.
- С точки зрения традиционно настроенной общественности современный мужской субъект находится «в кризисе» – положение, с которым гуманитарно-активистская среда в целом не согласна. С аналитической позиции следует говорить по меньшей мере о трех больших изменениях в современной мужской сексуации, пришедшихся на период господства дискурса университета: это оттеснение генитальности, усиление цензуры в области наслаждения, разделяемого мужчинами друг с другом, а также утрата брачным институтом элемента, ранее адресуемого мужской нехватке.
Литература: Лакан. Т.5. «Образования бессознательного». Глава IX, «Отцовская метафора».
Обработка видео...
Лекция 6 - Вопрос сексуации и его значение в анализе
С точки зрения публики инициатива Фрейда в области изучения сексуальности обладала ценностью, поскольку он, как многие сочли, имел смелость заговорить на репрессируемую тему. Именно такая постановка вопроса долгое время как воодушевляла последователей, так и служила поводом для недоразумений и слишком узкого понимания материй, обсуждаемых психоанализом.При этом Фрейд признавал, что ему не всегда удавалось предпринять перевод своего теоретического аппарата с языка бытовых обозначений на язык сугубо аналитический. Лакан, заново выстроив аналитический аппарат, произвел концепт, в котором сексуальное открепляется наконец от всего, что расширительно связывало его с потребностями живой материи в совокуплении. В то же время в нем тщательно сохраняется все то, что в учении Фрейда долгое время считалось устаревшим и ошибочным – вопрос пола как формы, телесная материальность которой представляет собой намек на тот факт, что предметом оформления предстает инстанция желания.
Тезисы лекции:
- Насыщенность учения Фрейда понятиями сексуального и пола принесла ему славу и обеспечила неумолчность, с которой в обществе распространялись свидетельства об истинности сделанных им заявлений. Тем не менее эта насыщенность вызвала изначальное смещение акцента, за которым невольно последовали аналитики, в чьем учении пол одновременно описывал нескольких разноуровневых феноменов.
- «Пол» таким образом оказался в анализе метафорой, продуктом теоретического сгущения, что в итоге не позволило этому понятию избежать нагрузки «фантазмом профессионалов», в котором центральное место занимает императив любви, в результате чего пол оказывается жестко связан с его сексуальной ролью.
- Введенное Лаканом понятие сексуации производит очищение и перезагрузку концепции пола, открепляя его от «будуарной роли». Вместо парных отношений полов Лакан открывает внутреннюю организацию позиций различных сексуаций, которых в перспективе может оказаться больше, чем две, и которые вступают в иные отношения, нежели любовные.Таким образом Лаканом решаются две задачи: окончательно выводя за пределы анализа педагогическую грезу «примирения полов», он также предупреждает и делает излишней более позднюю гендерную концепцию, требующую радикального освобождения для множества «гендерных идентичностей», но на деле не уходящую от понятия пола в долакановском смысле.
Литература: Лакан. 20 семинар. Глава V «Аристотель и Фрейд: другое удовлетворение», с цифры 2 («Прикосновение к реальности обеспечивается аппаратами наслаждения...»).
Обработка видео...
Лекция 7 - Собственники наслаждения
Тезисы лекции:
- Загадка, оставленная Фрейдом, состояла в том, что центральное понятие аналитического учения либидо как оператор наслаждения - представляло собой в его теории бесхозную энергию, которая никому в конечном счете не принадлежала и ничего не говорила о своем происхождении.
- Именно это побудило Лакана дополнить фрейдовскую метапсихологию в ее экономическом аспекте теорией дискурсов, напоминавшей об исторически-формационном учении Маркса. Тем не менее центральным вопросом, поставленным Лаканом, явился вопрос не о развитии средств производства и накоплении богатств, а об ограблении знающего и растрате наслаждения.
- Первичное ограбление подобного типа, совершенное в момент исторического упадка дискурса Господина, оказывается чрезвычайно близким по своей процедуре к ограблению, совершаемому в момент входа ребенка в латентную стадию развития, сопровождающуюся вынужденным расставанием со знанием, посредством которого он реализовывал свою детскую сексуальность. Основным признаком нахождения на новой стадии становится необходимость трудиться, которая тем не менее, в отличие от эпохи Господина, к знанию больше не приближает и в компенсацию за которую латентный субъект получает наслаждение, заключающееся в наблюдении за тревогой субъекта генитального.
- Латентный характер общего психосексуального профиля современности сказывается в том числе в отклонении фрейдовского наслаждения, воплотившегося в создании психоанализа как свободной теоретической деятельности, и превращения анализа в трудовую врачебную обязанность излечивать и адаптировать поврежденных субъектов. Бонус наслаждения последней обнаруживается в возвышении этого повреждения до статуса нехватки изгнанного Господина.
Литература к лекции: Ж. Лакан, 17-ый семинар «Изнанка психоанализа», глава V «Лаканово поле».
Обработка видео...
Обработка видео...
Лекция 8 - Возраст мужчины
С тех пор как Фрейд – наивно, с точки зрения многих его критиков, – попытался объяснить различие в положении мальчика и девочки в том, что связано у обоих с усвоением сведений об анатомическом различии полов, возрастная психология практически полностью замерла в решении вопроса о том, что в позиции мальчика должно быть выделено как наиболее для него характерное.Вопрос этот до сих пор остается нерешенным, полностью заместившись со временем вопросом о создании в семье благоприятной, препятствующей возникновению невроза среды. Создание этой среды не только оказалось ложной целью и не привело к сокращению случаев невротического развития, но и воспрепятствовало изучению более тонких обстоятельств развития мальчиков. Не попав в поле зрения традиционной педагогики в то время, когда она еще имела желание данным вопросом заниматься, эти обстоятельства тем не менее ставят под вопрос как наиболее распространенные способы воспитания маскулинности, так и ответную тенденцию, настаивающую на педагогической безразличности фактора принадлежности полу.
Тезисы лекции:
- Вопреки общественным воззрениям, мальчик не представляет собой несовершенное подобие мужчины, его сырой и незавершенный образ. Напротив, мальчик является носителем совершенно особой субъектности, поскольку в нем есть нечто такое, что не укладывается в проект мужской сексуации. Этот выбивающийся элемент парадоксальным образом подчеркивается и поощряется в коллективных детских играх, которые родительская педагогика полагает путем к «становлению мужчиной», но которые используются мальчиком по-своему – в них он стремится стать объектом наслаждения генитального Другого.
- Событие это в дальнейшем развитии современного мальчика подлежит вытеснению и сменяется в латентом периоде качественно новым состоянием, для которого характерна фетишизация феномена «собственного Я», маскирующая лежащее в основе этой фетишизации расщепление. Расщепление это восходит к картезианской позиции и одновременно тщательно скрывает причины, по которым философии Нового времени понадобилось эту позицию занимать.
- Это состояние, получившее описание в жанре большого модернистского «романа воспитания», представляет собой следствие грамматики акта декартовского высказывания и влечет за собой затруднение, описанное Фрейдом и впоследствии Лаканом как препятствие на пути к освоению уровня «зрелой генитальности».
- Характерно, что первые аналитики искали это препятствие в области индивидуальных внутренних психических конфликтов, тем самым косвенно отрицая усмотренный еще Фрейдом его «цивилизационный характер». Лакановское требование относиться к философскому тексту как к аналитическому материалу, также подлежащему интерпретации, расшифровывает эту гипотезу Фрейда и ведет к объяснению того, как именно в современности складывается и закрепляется характерный невротический профиль.Литература: Ж. Лакан, семинары, т. 5., «Образования бессознательного», глава XI «Три такта Эдипа (II)».
Обработка видео...
Обработка видео...
Лекция 9 - Декарт и молоко истины
В современных представлениях философия остается элитарной практикой, которой профессионально и добровольно занимается группа интеллектуалов. При этом с общей точки зрения философское высказывание остается размышлением, не имеющим в целом для субъекта никаких реальных последствий. Вопреки этому Лакан заявляет, что философия Нового времени, начиная с Декарта, представляет собой ответ на исходящее от этого субъекта требование заменить поиском истины то, что преследует его в виде тревоги. Последствия этой замены ставят его в паранойяльную позицию, заставляя постоянно отрицать объект, которым он наслаждается, и делая его уязвимым для требования Другого.
Тезисы лекции:
- Философия Нового времени представляет собой масштабную попытку усвоить картезианское учение так, чтобы предотвратить исходящую от него для субъект прямую угрозу. Делается это посредством переведения декартовского acting out’а и исходящих из него последствий знания на уровень соискания метафизической истины.
- Истина, в отличие от введенного Декартом анального измерения, – блюдо оральное, субъект способен долгое время ей питаться, если она подана в надлежащей форме. Тем не менее это питание носит суррогатный характер – оно призвано заглушить потребность влечения в означающем. Именно в этом контексте необходимо рассматривать секулярный пафос Фрейда, настаивавшего на примате сексуального и неверно понятого в итоге в качестве провозвестника истины бессознательного, тогда как на деле он являлся оппонентом потребности субъекта в истине.
- Невзирая на то, что психоанализ предпринимает попытку вернуть на сцену известие о различии пола, возвращает он по сути не то, что о поле нам известно с древности – его мифологию, которая всегда выполняла роль Реального. Напротив, знание Фрейда оказывается актуализацией картезианской структуры, где субъект сбит с толку означающим и имеет доступ к полу исключительно через аппараты наслаждения.Литература: Жак Лакан, «Семинары», т.10, «Тревога», глава II «Тревога, признак желания», подпункты «Гегель и Лакан» и «Пять формул желания Другого».
Обработка видео...
Лекция 10 - Оральный и анальный объект в акте высказывания
- Различие введенных Лаканом фундаментальных аналитических понятий «потребности», «требования» и «желания» остается трудной задачей даже на уровне базовых форм поиска удовлетворения. Еще более неочевидна роль этих инстанций в удовлетворении, которое анализ относит к невротическому.
- В то же время именно операция их вычленения приносит наиболее ценную информацию об устройстве невроза и о способах, которыми невротизированный субъект обращается с Другим и ищет у него удовлетворения.
- Можно установить, что истерии и неврозу навязчивости соответствует свой, особый характер предъявления требования и потребности. При это ни в одном случае объектом потребности не является нечто, находящееся в регистре потребности физиологической. Напротив, невротик сразу выходит на уровень, где характер его отношения к предположительно генитальному Другому выражается в определенной речи, которую он тем не менее придерживает при себе, адресуя Другому молчание.
- Если молчанию невротика навязчивости присущ рессентимент, заключающийся в мстительном ожидании, когда Другой будет разоблачен и признается в своих тайных недостатках, то для истерического субъекта характерно укоризненное молчание, посредством которого он сигнализирует генитальному Другому о его невыносимом жестокосердии. Соответственно, если основной характеристикой навязчивого невротика является требование от Другого публично сознаться, то истерика характеризует его потребность в «истинной любви» к малым и обиженным.
Литература: Жак Лакан, Семинары, т. 17, «Изнанка психоанализа», глава III «Власть невозможного, цифра 4.
Обработка видео...
Лекция 11 - Фрейд как тело и объект
Тот биографический характер, который обычно принимают рефлексии о крупной фигуре, распространен в том числе и в психоанализе, где обсуждение Фрейда, как правило, фигурирует в качестве обсуждения «истории жизни». Собственно психоаналитический угол зрения в этих повествованиях приходится воссоздавать искусственно, при помощи стилистических средств, которые сами аналитическими не являются. При этом прямая аналитическая постановка вопроса заключается в выяснении, каким объектом Фрейд является для бессознательного психоаналитиков и что именно в этом объекте вызывает у них тревогу.
Тезисы лекции:
- Отсутствие в истории психоанализа иного жанра описания фигуры его основателя, нежели традиционного биографического, приводит к игнорированию измерения, которое не могут затронуть даже наиболее «желтые» и скандальные исследования, но которое оказывает постоянное и реальное влияние на психоаналитиков и в еще большей степени на их анализантов.– Для описания этого измерения необходимо отвлечься как от сугубо теоретической точки зрения на анализ, так и от попыток «дикой диагностики» фрейдовской биографии, когда из усложненных отношений Фрейда с мужскими фигурами из его семьи делают вывод о «субъективизме» его теории.
- Вопреки этим подозрениям, особый акцент на отцовской инстанции в фрейдовском анализе связан с тем, что анализ в целом, как предприятие в том виде, в котором основал его Фрейд, представляет собой особую процедуру сексуации и является средством продолжения психосексуального развития субъекта за пределы генитальной стадии. При этом, невзирая на искусственный, существующий только в анализе характер этой сексуации, она, как и любая сексуация вообще, располагается на базе отцовской метафоры.
- Игнорирование процедуры этой сексуации как основной аналитической цели приводит к соскальзыванию анализа в состояние, где аналитик подталкивается к выполнению материнских обязанностей: ему вменяется «доращивание» эго пациента, контейнирование его аффектов и т.п. Вопрос желания аналитика, таким образом, подменяется вопросом о «достаточно хорошем аналитике» и его работе.
Обработка видео...