Архив лекций:

Здесь публикуются записи в видео и аудио форматах с прошедших лекций и их расшифровки, 

Публичность и ее последствия

10 сезон

Связь инстанции желания с публичностью, равно как и увязывание окружающими питаемых ими надежд с успехом какой-либо заметной персоны, глубоко залегают в психических основаниях современности и в то же время остаются недостаточно продуманными. То, что субъект может оказаться в положении личности, обладающей той или иной степенью известности, считывается со стороны философии как его возвышение, дающее власть над умами и поступками окружающих, а со стороны социологической науки как то, что делает его представителем, местом репрезентации множества отдельных намерений и воль. Ни то ни другое определение не избегает метафизики, и оба они ничего не говорят о желании субъекта, чье положение изменилось вследствие полученного им признания. 
Напротив, с психоаналитической точки зрения достигнутая субъектом публичность представляет собой не результат его возвышения, не появление привилегий символического порядка, а прежде всего вхождение в зону нового способа производства тревоги. Именно это, а вовсе не успех сам по себе, приковывает к признанному субъекту внимание. В то же время это новое положение относительно тревоги заставляет получившего признание в ряде случаев действовать так, что ожиданиям и надеждам публики на его счет то и дело наносится ущерб. Публичная персона движется от одного наносимого ей аудитории разочарования к другому, и попытки справиться с этим разочарованием участвуют в воссоздании невротизации современного типа.

Лекция 1 - Речь и торможение

Заговоривший субъект приобретает иллюзию, что его речь представляет собой нечто от сообщения неотделимое. Рассматривать ее как объект он не склонен. Тем не менее, объектная функция речи предзадана, и в своих манипуляциях с высказыванием субъект это то и дело обнаруживает, ярким примером чего оказывается явление торможения в той области, где речь становится средством достижения признания.
Речь и торможение

Обработка видео...

Лекция 2 - Публичность и психотическое измерение

Вторая половина XX века прошла под знаком большого философского проекта, сопрягающего публичность и общественное благо. Способность субъекта занять публичную позицию представлялась ключом к разрешению социальных апорий и регулировке конфликта частных и общих интересов. При этом либеральный концепт публичности скрыто основывался на «чистоте перевода» частного сообщения на уровень массовой трансляции — предполагалось, что выражаемая субъектом позиция не претерпевает никаких изменений оттого, что она получает более широкую аудиторию.
Психоаналитический угол зрения сообщает иной взгляд на вещи, показывающий, что оказываясь в публичной позиции субъект идет на обострение отношений с объектом удовлетворения и в связи с необходимостью его дополнительного избегания вырабатывает операции, находящиеся в психотическом регистре.

Лакан-ликбез: Год 10 Лекция 3 - "Публичность и психотическое измерение"

Обработка видео...

Лекция 3 - Я-Идеал и публичность

Я-Идеал представляет собой инстанцию, отвечающую за формирование "образа желания", позволяя вынести суждение о предположительном успехе реализации желания на уровне символического. Тем самым для субъекта Я-Идеал становится средством, позволяющим ему предварительно сориентироваться в желании Другого и составить представление о характере искомого им удовлетворения. В то же время это преимущество заканчивается в тех случаях, когда речь идет о желании, сексуированность которого выходит за пределы разделения полов. Данный факт позволяет приблизиться к объяснению непостижимости, которую для субъекта представляет желание персоны, в это разделение не вписывающейся, начиная с публичных лиц и заканчивая фигурой психоаналитика.
Я-Идеал и публичность

Обработка видео...

Лекция 4 - Истерический субъект и знаменитость

Истерический субъект нередко рассматривается в качестве спутника и неотъемлемого атрибута лица, обладающего известностью или положением в обществе. В то же время существующий на этот счет стереотип создает ложное впечатление относительно играемой в этой ситуации истериком роли. В отличие от невротика навязчивости, воспринимающего проблему близости к источнику известности наивно и воображающего, что ее решение находится там, где его собственное желание получит со стороны влиятельного лица должную положительную оценку, истерик решает вопрос успеха своего желания иначе - образом, который позволяет ему легко сокращать дистанцию со знаменитостями и в то же время полностью обстоятельством их известности пренебрегать.
Истерический субъект и знаменитость

Обработка видео...

Лекция 5 - Великий человек как агент субъективации

Тема «великого человека», der große Mann, поднимается Фрейдом в самый поздний период исследований, когда психоаналитическая практика уже полностью отделилась от ее создателя. По этой причине, равно как и по причинам более щекотливым, эта линия практически не нашла никакого отражения в дальнейшей истории психоанализа, – не получив масштабного теоретического развития, она также осталась без каких-либо последствий для клиники. Вмешательство Лакана в этот вопрос не смогло кардинально изменить ситуацию – его сторонники не проявили особого интереса к толкованию фигуры Моисея и раскопкам в области библейской экзегетики, предположительно проливавшим свет на момент зарождения образа великого человека, в дальнейшем усвоенного всей западноевропейской традицией.

Тем самым в психоанализе до сих пор остается затемненной и неразработанной значительная по размерам территория, ориентация на которую могла повести дальнейшее развитие анализа в другом направлении. В частности, из нее проистекает значительный шаг к преобразованиям теории либидо, поскольку Фрейд на протяжении всей работы о Моисее поразительным и очевидно намеренным образом избегает напрашивающегося утверждения, согласно которому великий человек является объектом любви. Также это направление требует изменения взгляда на процессы образования субъектности, актуализируя самое таинственное, по выражению Лакана, заявление Фрейда о превосходстве наиболее ранней, «доисторической» идентификации с отцом над идентификацией с матерью, по пути признания главенства которой психоанализ уверенно двинулся после Фрейда ему самому вопреки.

Литература: Фрейд З. Человек Моисей и монотеистическая религия. Очерк III «Моисей, его народ и монотеистическая религия». Фрейд З. «Массовая психология и анализ человеческого я». Глава VII «Идентификация»
Великий человек и субъективация

Обработка видео...

Лекция 6 - Структурный психоанализ

Опорные положения:

– Разнообразные течения структурного психоанализа после смерти Лакана пошли по пути детализации аналитической техники и спецификации приложения к отдельным группам психических расстройств. Тем самым структурный анализ оказался лишен того, что можно назвать «теоретической идеологией» – формы, описывающей общий характер осуществляемого в этом типе анализа вмешательства и его последствий для анализанта.
– Основы для этой общей идеологии существуют и были заложены Лаканом в 11-ом семинаре, предложившем рассматривать позицию аналитика как занимающую место около шифтера, располагающегося в месте топологического пересечения областей, где субъект представлен в двух режимах: режиме функционирования в опоре на желание как таковое и режиме представленности желания на уровне Идеала-Я. Опора на представленную Лаканом схему позволяет откорректировать возникшую в традиции изучения Лакана склонность неразборчиво акцентироваться на инстанции желания и переоценивать ее этическую значимость вне зависимости от того, работает ли этот шифтер.
– Работа с топологической схемой также позволяет объяснить причину, по которой фрейдовский классический анализ сохранил условную целостность, тогда как лакановское наследие было обречено на пролиферацию и разрастание течений.
– Основной операцией и аналитической целью структурного направления, независимо от его специфики, оказывается перемещение субъекта из условно паранойяльной позиции, в которой он настаивает на донесении до другого своих намерений и целей, в позицию экстимную, где субъект смиряется с тем, что его бытие в глазах другого сводится к представленному образу желания, не совпадающему с теми притязаниями и нуждами, к осуществлению которых сам субъект стремится.
Структурный психоанализ

Обработка видео...

Лекция 7 - Незнакомец: за пределами теории формирования привязанностей

Опорные положения:

– После смерти Фрейда психоанализ расщепляется между клиническим и интеллектуальным полем. Со временем разрыв между ними ширился, поскольку анализ в клинике стремился к представлению о решающем значении ранних привязанностей субъекта к его близким и, в частности, к лицу, осуществляющему уход.
– Возражения на этот счет, исходившие от интеллектуалов, требовавших «размыкания психоанализа» и перенесения сцены желания из узкого фамильного круга в широкий общественный, не приводили к изменению ситуации, поскольку критики систематически возлагали вину за это замыкание непосредственно на Фрейда и тем самым оказывались перед необходимостью отвергать аналитический подход как таковой.
– И та и другая сторона тем самым упускали из виду уже имеющуюся в генезисе желания субъекта промежуточную линию столкновения с фигурой Fremder, незнакомца, с которым субъект устанавливает отношения готовности ответить на его требование.
– Причина этой готовности состоит в том, что в случае незнакомого для субъекта лица вопрос его величия и значительности поначалу всегда решается положительно независимо от того, какое социальное положение в реальности это лицо занимает.
– Связанное с решением вопроса о величии неустранимое чувство неудобства, которое субъект с самого раннего возраста неизменно испытывает в перспективе взаимодействия с малознакомым лицом, необходимо рассматривать не как эпифеномен уже освоенного субъектом взаимоотношения с близкими лицами с характерным либидинальным запросом к ним, а как отдельную, самостоятельную историю желания.
Незнакомец: за пределами теории формирования привязанностей

Обработка видео...